Главная
История
Ратные будни
О проекте
 
КВТИУ Имена Награды
ОТ АВТОШКОЛЫ К УЧИЛИЩУ (1930-1937)
В 1927 году английские реакционные круги, а в 1930 году и французские усиленно провоцировали нападение ряда связанных с ними государств на Советский Союз. Это четко обозначило основное направление внешней политики Англии, Франции и США, рассчитанной на взаимное ослабление СССР и Германии войной между ними. Аналогичные цели преследовала их политика в отношении Японии. Советское правительство, объективно оценивая военно-политическую обстановку и соотношение сил на мировой арене, сложившиеся к концу 20-х годов, уделяло серьезное внимание повышению оборонной мощи страны, укреплению ее Вооруженных Сил.
В 1927 году разрабатывается план развития Вооруженных Сил на пять лет, который в 1928 году утверждается правительством. Реввоенсовет СССР и штаб РККА разрабатывали план с таким расчетом, "...чтобы обороноспособность государства ни в коем случае не отставала от общего хозяйственного роста страны". Развитие экономики страны в первые два года первой пятилетки показало, что благодаря энтузиазму народа и использованию материальных резервов контрольные цифры плана значительно перекрывались. Это позволило правительству пересмотреть многие задания и конкретные цифры пятилетнего плана развития Вооруженных Сил. Правительство потребовало от Реввоенсовета Союза вновь пересмотреть план военного строительства в соответствии со следующим принципам:
  • по численности - не уступать вероятному противнику на главном театре действий;
  • по технике - быть сильнее противника по трем решающим видам вооружения, а именно: по воздушному флоту, артиллерии и танкам.
В июне 1930 года уточненный план был утвержден. В качестве первоочередной задачи в нем предусматривалось полностью перевооружить армию и флот новейшими образцами военной техники; исходя из требований современной войны, создать и совершенствовать новые рода войск, в том числе бронетанковые войска, повысив их значение в системе Вооруженных Сил страны; осуществить массовую подготовку технических кадров.
T-27РККА ставилась задача создать бронетанковый парк, который имел бы танкетки, легкие и средние танки, самоходные пушки, бронеавтомобили трех типов (легкие, средние, тяжелые). В кратчайшие сроки, молодые конструкторские коллективы под руководством и при участии Н. В. Барыкова, С. А. Гинзбурга, Н. Н. Козырева, И. А. Лебедева, К. Н. Тоскина, А. О. Фирсова и других, создали танки, по тактико-техническим данным не уступавшие западным прототипам, а по отдельным характеристикам даже превосходившие их. В течение 1931 - 1932 годов на вооружение были приняты танкетка Т-27 и легкий танк Т-26. Разрабатывались образцы быстроходного колесно-гусеничного танка БТ, средних танков Т-28 и Т-24, тяжелого танка Т-35 с максимальной толщиной брони 30 мм.
Однако массовое производство отечественных танков удалось наладить не сразу. В 1929 году план по производству танков был выполнен только на 20 процентов, в первом квартале 1930 года - на 65 процентов, во втором и третьем кварталах - на 20 процентов. Одной из причин такого положения являлась острая нехватка квалифицированных кадров. Переломным в работе танковой промышленности стал 1931 год. За годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) танковая промышленность выпустила 3949 танков и танкеток, из них 3039 - в 1932 году.
Одновременно с развитием производства танков шло формирование бронетанковых сил. В 1929 году формируется опытный механизированный полк (в составе танкового батальона, артбатареи, автобронедивизиона и мотострелкового батальона), а в 1930 году на его базе - первая механизированная бригада. В следующем году формируется вторая бригада. В 1932 году кроме этих бригад создаются первые в мире два механизированных корпуса, насчитывающие в своем составе по 500 танков и более 200 бронеавтомобилей.
Оснащение армии и флота новой боевой техникой, изменения в их организации, создание новых родов войск, усложнение управления войсками и оружием потребовали усовершенствования подготовки военных кадров. Огромная работа, развернувшаяся в этой области, проводилась на основе плана развития Вооруженных Сил.
Ведущими центрами в боевой и политической подготовке, овладении техникой и обеспечении армии высококвалифицированными кадрами должны были стать военно-учебные заведения. Число военных школ было увеличено с 48 до 73, а военных академий - в полтора раза (с 7 в 1928 г. до 10 в 1932 г).
В числе новых военно-учебных заведений, открытых в 30-х годах, было и наше училище.
Москва 30х годов1 сентября 1930 года Приказом Реввоенсовета республики на базе военно-автомобильной школы младшего комсостава создается Московская школа автомобильных техников.

Школа размещалась во Фрунзенском районе Москвы, известном в дореволюционные годы как Хамовники, в старинном комплексе казарменных корпусов. В разное время в этих казармах размещались полки русской армии, а после революции - войсковые части и подразделения Красной Армии. В их числе был 1-й отдельный автобатальон, готовивший водителей автомобилей. В батальоне были в основном автомобили иностранных марок, которые постепенно вытеснялись первенцем отечественного автостроения АМО-Ф-15.

Батальон имел несколько классов: автомобильный, мотоциклетный, химический, артиллерийский и инженерного дела. Все это было передано вначале школе младшего комсостава автомобильных войск, а затем Московской школе военных автомобильных техников.
Ко времени создания школы автотехников в пяти из шести корпусов дислоцировались кавалерийские части и только в одном - размещалась школа. Через два года школе передали еще два корпуса.
Вот как описывают школу её ровесники: "Перед казармами простирался огромный Фрунзенский плац, на котором проводились строевые смотры, тренировки к парадам, состязания кавалеристов в рубке лозы и джигитовке. Здесь же проводились занятия по преодолению препятствий и выучке строевых лошадей. Один из участков этого плаца выделили для школы автотехников. На нем был оборудован небольшой автодром для проведения занятий по вождению автомобиля. Вблизи автодрома находился тир, где выполнялись упражнения одиночных стрельб из стрелкового оружия".
Московская школа автомобильных техников в то время была единственным военно-учебным заведением, готовившим командный и технический состав для автомобильных и танковых частей Красной Армии. Первым начальником школы был назначен один из опытных командиров того времени комбриг В. М. Черняев, прибывший с Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава, начальником политотдела школы - бригадный комиссар А. Талонов, начальником штаба - комбриг В. К. Акимов.
Командный и преподавательский состав тех лет представлял собой дружный и хорошо подготовленный в военном и политическом отношении коллектив, но большинство из них не имели достаточного опыта подготовки специалистов для автомобильных и танковых войск. Требовали своего решения многочисленные сложные вопросы по организации и методике боевой и политической подготовки. Не хватало опыта проведения занятий в учебном заведении и у работников учебного отдела, назначенных из числа командного состава бывшего 1-го отдельного автобатальона. Постепенно, в результате упорной и настойчивой работы всех командиров, политработников и преподавателей, в школе был налажен планомерный учебно-воспитательный процесс.
Командование и политотдел школы проводили огромную работу по отбору на учебу лучших кандидатов из числа рабочей и колхозной молодежи. Многие из них направлялись в школу военных автотехников с крупных предприятий Москвы и Московской области, а также из других городов. Один из курсантов школы П. Г. Тацкий вспоминает, что в первый набор школы вошла группа лучших молодых рабочих Сталинградского тракторного завода и Харьковского завода имени Коминтерна. Это было подготовленное пополнение. Многие имели среднее и незаконченное среднее образование, получили подготовку на курсах добровольного общества "АВТОДОР". Часть из них экстерном сдали экзамены за 1-й курс и были сразу зачислена на 2-й.
В октябре 1931 года школа выпустила первых 17 военных автотехников для автомобильных войск Красной Армии, а в следующем - 348 специалистов.
T-28В числе первых выпускников школы был А. П. Камышан (впоследствии полковник-инженер). В своих воспоминаниях он пишет: "Школа дала нам хорошие технические и военные знания. Нас, молодых техников-выпускников Московской школы автотехников, встречали в частях с большой радостью. В то время в Красной Армии было всего несколько автомобильных батальонов и один танковый полк. Но военные техники ценились исключительно высоко. Мы с большим желанием и любовью сами производили ремонт боевых машин, учили красноармейцев и командиров владеть сложной для того времени боевой техникой. Я с глубокой благодарностью вспоминаю дни моей учебы в Московской школе автотехников. Помню, как командиры и преподаватели, испытывая большие трудности, не жалея сил и энергии, передавали нам свои знания".
В 1932 году преподавательский состав школы уже овладел достаточным опытом подготовки кадров для автобронетанковых подразделений. Поэтому группа наиболее подготовленных и опытных преподавателей школы была направлена для дальнейшего прохождения службы в созданную в мае 1932 года Военную академию механизации и моторизации РККА (впоследствии - Академия бронетанковых войск). В числе этой группы были начальник общевойскового курса школы П. А. Жилин, старший преподаватель тактики Бурлаков, старший преподаватель Нагурский и другие.
Развитие и усложнение боевых машин требовало подготовки квалифицированных танковых техников. В связи с этим в 1933 году Московская школа автотехников преобразуется в Московскую школу автотанковых техников. Получив задачу готовить не только автомобильных, но и танковых техников, школа провела спецнабор из отобранных в технических институтах и техникумах студентов, был сформирован специальный батальон курсантов с сокращенным сроком обучения. В 1934 г. приказом Реввоенсовета № 34 школе присваивается название Московская школа танковых механиков.
Всего с 1930 по 1933 год создается шесть танковых школ (в Орле, Саратове, Горьком, Ульяновске, Москве, Ленинграде). Общее число курсантов всех шести школ составляло 6700 человек. Срок обучения 3 года.
В танковую школу, как и в другие средние военно-учебные заведения, принималась гражданская молодежь с образованием: командный профиль - не ниже 7 классов, технический - не ниже 10 классов. Однако выдержать эти условия полностью из-за недостаточной общеобразовательной подготовки молодежи было трудно. Поэтому приходилось увеличивать сроки обучения, тратить значительное время на ликвидацию отставания курсантов по общеобразовательным дисциплинам.
T-26Первым советским танком, который изучали курсанты школы, был танк МС-1. Скорость его была примерно в два раза выше скорости первых английских танков, но иногда курсанты, шутки ради, соревновались с МС-1 и нередко бегом перегоняли его. Эта машина была заменена впоследствии танком Т-26, который школа получила зимой 1933 года. Первый Т-26 был выставлен на плац школы, где заместитель командира роты по технической части выпускник школы Б. А. Томасов показывал курсантам возможности боевой машины. Невиданная по тем временам скорость (30 км/ч), высокая маневренность, вооружение (2-3 пулемета и 37-мм пушка) произвели сильное впечатление на курсантов.
Лагерь с учебными полями, стрельбищем и современным для того времени оборудованием школа создала на протяжении 1934-1936 гг. в районе озера Сенеж под Москвой. Расстояние до лагеря было 75 км. В этих условиях каждый марш, совершался на тактическом фоне, представляя большие возможности для отработки задач по тактике, танкотехническому обеспечению и т. д. Для совершенствования практических навыков и приобретения опыта курсанты привлекались на войсковые учения.
Техническое перевооружение армии выдвигало новые задачи перед военно-учебными заведениями. Необходимо было пересматривать учебные программы, совершенствовать методы обучения, увеличить время на изучение новых образцов вооружения, тактики, вновь появившихся технических родов войск, привлечь курсантов для решения учебно-боевых задач совместно с войсками. Так, например, в июле 1936 г. из состава школы было выделено 2 поста технического обслуживания для участия в тыловых маневрах Харьковского военного округа. Принятые меры позволили повысить уровень подготовки выпускников.
Быстрое развертывание танковых и механизированных соединений остро ставило вопрос о своевременной подготовке для них командных и технических кадров. Количество курсантов военно-технических школ возрос с 31,8 процента до 63,5 процента в 1933 г. При этом возможности подготовки курсантов во всех военных школах возросла почти в 3 раза.
Наряду с обучением танковых механиков для войск на Московскую школу танковых техников была возложена обязанность, проводить переподготовку среднего комсостава из младших командиров, при ней работали также курсы переподготовки комначсостава запаса и проходили военную подготовку студенты Московского автодорожного техникума.
Постепенно увеличивался приток в школу командиров, имеющих войсковой опыт эксплуатации бронетанковой техники. Продолжалось совершенствование учебно-воспитательного процесса. В решении больших и сложных задач, поставленных перед школой, главенствующая роль принадлежала коммунистам. Здесь сложилась крепкая партийная организация, насчитывающая в 1933 году около 700 человек.
Как и весь личный состав Вооруженных Сил, курсанты и командиры школы принимали непосредственное участие в решении народнохозяйственных задач. Вспомним историю, тридцатые годы - период массовой коллективизации, оснащения сельского хозяйства новой сложной техникой. Кадров (механизаторов) на селе было очень мало, опыта и знаний им не хватало.
Уборка урожаяПо решению правительства школа командировала курсантов на Украину, Северный Кавказ, Поволжье для перевозки урожая, ремонта тракторов, комбайнов, автомобилей. Только в 1933 году автомобильный батальон, сформированный из курсантов школы, за два месяца работы на Северном Кавказе обслужил 28 МТС, 250 колхозов. Было перевезено 656 тыс. центнеров хлеба, общий пробег автомашин составлял почти 1,8 млн. км. За это время было отремонтировано 211 сельскохозяйственных машин (тракторы, комбайны), отработано более 10 тыс. часов на уборке и обмолоте.

Командование Северо-Кавказского военного округа оценило работу курсантов школы как отличную и от имени местной власти вручило ей Красное знамя. В том же году школой был сформирован автомобильный батальон, который, работая на ста автомашинах, перевез большое количество грузов в Туркмении. Специальным постановлением батальону было вручено знамя ЦИК Туркменской ССР.

Такие же задачи получала школа и в последующие годы. С 25 июля по 1 октября 1934 г. две автороты, сформированные школой, обслуживали колхозы и МТС Поволжья. В 1935 г. 150 автомашин школы работали на перевозке зерна в совхозах Одесской области, сахарной свеклы в Винницкой, Киевской и Харьковской областях.
За отличные показатели по выполнению этих задач школа была отмечена приказом командующего Киевским Особым военным округом и Наркомзема Украины.
В школе большое внимание уделялось физической подготовке и спорту. Выросли в коллективе школы и известные спортсмены, завоевавшие высокие спортивные титулы. Капитан Б. А. Томасов дважды - в 1936 и 1938 гг.- становился чемпионом РККА по мотокроссу. Курсант А. И. Божко в 1936 году стал рекордсменом РККА среди штангистов. Впоследствии Божко завоевал титул чемпиона мира.
Большое значение для укрепления авторитета командного состава Красной Армии имело новое "Положение о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА", утвержденное правительством 22 сентября 1935 года. Этим же постановлением учреждались персональные воинские звания: военный техник 2-го и 1-го рангов, военный инженер 3, 2 и 1-го рангов, бригадный инженер, корпусной инженер. В августе 1937 г. в дополнение к Постановлению Советского правительства от 22 сентября 1935 г. было введено воинское звание младший военный техник.
Для всего командно-начальствующего состава устанавливались новые знаки различия, соответствующие воинским званиям, новая форма одежды, а также эмблемы родов войск.
Введение персональных воинских званий и нового положения о прохождении службы более четко определяло военную и специальную квалификацию каждого командира и начальника, поднимало их авторитет и ответственность за обучение и воспитание личного состава.
Москва 30х годовВ 1937 году Приказом Народного комиссара обороны СССР Московская школа танковых техников, успешно выполнявшая задачи по подготовке военно-технических кадров для Красной Армии, была переименована в Московское танкотехническое училище.

Всего к 1937 году танковые школы и курсы усовершенствования, выполняя программу обеспечения специалистами бронетанковых войск Вооруженных Сил СССР, подготовили свыше 20 тысяч квалифицированных и преданных Родине командиров и техников. В это число вошло и более 1200 технических специалистов, подготовленных Московской школой танковых техников.

В апреле 1938 года Московское танкотехническое училище, согласно приказу Наркома обороны СССР, было передислоцировано из Москвы в Киев и директивой штаба Киевского Особого военного округа от 25 мая 1939 года переименовано в Киевское танкотехническое училище.
<< Введение Раздел 2 >>





Поддержка сайта
e-mail: zampoteh @ kvtiu.org